Я прошу вас, пожалуйста, не сравнивайте Украину с Афганистаном. Вы даже не представляете, насколько это неуместно. Позвольте объяснить.
Во-первых, стоит отметить, что понятия «афганский народ» не существует, как и общности «россияне». Афганцы — это люди, проживающие на территории Афганистана. Наиболее многочисленную группу составляют пуштуны, проживающие на юге и в центре страны. За ними идут узбеки на севере, лидером которых является генерал Дустум, затем хазарейцы, таджики и другие этнические группы. В общей сложности в Афганистане проживает около двадцати различных народов, говорящих на разных языках.
Пуштуны говорят на пушту, а узбеки — на узбекском, таджики — на дари. Языком межнационального общения выступает дари — афганский вариант фарси. Государство в Афганистане носит весьма условный характер, так как границы фактически не отражают этнического деления. Более половины населения составляют пуштуны, но большинство из них проживает в соседнем Пакистане. Границы между Афганистаном и Пакистаном, по сути, искусственные, как и между другими этническими группами.
Важной территорией является Зона Племен, которая считается колыбелью пуштунов и талибов. Административно она принадлежит Пакистану, но понятия государства здесь практически не существует. Здесь правят старейшины племен, а местные законы и нормы поведения регулируются пуштунвалай — кодексом пуштунов. Пуштунвалай, существующий на протяжении веков, регламентирует жизнь местных жителей, а ислам, принятый племенами лишь в XIV веке, накладывается на него.
Талибан — это, по сути, пуштунское движение, которое возникло как ответ на советское вторжение. Оно не приемлет другие народы, такие как узбеки или таджики, и основное его опора — пуштунвалай, ислам и решения старейшин. Сын Ахмад Шаха Масуда, Ахмад Масуд, заявил о необходимости борьбы с талибами, что подтверждает наличие внутреннего конфликта.
В последние сто, двести и более лет в Афганистане происходят внутренние войны, где различные народы и племена ведут между собой борьбу. При этом приход иностранных сил — будь то британцы, русские или американцы — лишь временно приостанавливает внутренние конфликты, которые вновь возобновляются после их ухода.
Существует распространенный миф о том, что «никому не удавалось завоевать Афганистан». На самом деле, завоевать его можно за короткое время, но вопрос в том, зачем это делать? К стране нет стратегического интереса, и любое вмешательство заканчивается новым циклом насилия.
Афганистан, к сожалению, остается в состоянии средневековья, и его население не имеет достаточного уровня образования. Примером служат недавние события с молодыми людьми, которые пытались зацепиться за шасси самолета, веря, что смогут покинуть страну. Это говорит о том, что, хотя они понимают, что самолет летит, они не осознают всей физики процесса.
Теперь вернемся к вопросу, который был задан в начале. Есть ли хоть какое-то сходство между Украиной и Афганистаном? От Афганистана до Украины дистанция в тысячу лет. Украина, несмотря на свои проблемы, обладает государственными структурами, гражданским обществом, армией и международной поддержкой. Это в корне отличает ее от Афганистана, где нет четкой национальной идентичности, а также отсутствует нормальная государственность и стабильность.
Важно понимать, какое значение имеет армия, язык и вера для существования государства. Украина имеет свою идентичность — язык, армию, веру, что делает ее устойчивой перед вызовами современности.
Поэтому не стоит даже пытаться проводить аналогии между Украиной и Афганистаном. Никакого «украинского талибана» не будет. Это абсолютно разные страны с различными историческими и культурными контекстами.
Движение «Талибан» признано террористической организацией и запрещено в России.