Аркадий Бабченко: Колыма в прямом эфире

То, что сейчас происходит с Протасевичем, действительно страшно. Наблюдать, как человек с энтузиазмом признается в сотрудничестве с японской разведкой, вызывает глубокое беспокойство. Слушая его истории, невозможно не вспомнить Варлама Шаламова. Еще более пугает мысль о том, что его показания могут быть использованы против него, а затем приведут к роковому финалу.

Беларусы, послушайте меня. Это очень важно. Я не знаю, что сейчас происходит в вашей стране. Пытают ли уже, или нет. Но если пытки еще не начали, то в России есть одно железное правило при аресте: никогда не давать никаких показаний. Ни одного слова. Вы – главный свидетель в своем деле и, к сожалению, также и его могильщик.

Вам может казаться, что вы не говорите ничего особенного, когда озвучиваете общеизвестные факты. Но все, что скажете, будет извлечено из контекста и превращено в обвинение. Не пытайтесь перехитрить следователя, думая, что вы самый умный и можете избежать ответственности. Так не будет.

Я сам был на допросах дважды и каждый раз поражался, как этот человек за столом, который не умеет писать протоколы без ошибок, ловко переворачивает дело своими вопросами. Он может загнать вас в ловушку, и вы останетесь в недоумении, потому что это вы сами только что и сказали. Не стоит играть в словесные баталии с ними – они вас просто переговорят.

Если вас еще не пытают, помните о статье 51 уголовного кодекса – право не свидетельствовать против себя. Пусть следствие доказывает все само. Вы – это вы, и ваш аккаунт в социальных сетях принадлежит именно вам. Пускай они ищут свидетелей и проводит экспертизы. Вам предложат закурить, нальют чай и начнут разговор, спрашивая о ваших взглядах на посты в интернете. И, возможно, вы, надеясь их просветить, скажете: «Какой Госдеп? Это же бред». Но дело не в том, платил вам кто-то или нет. Главное, чтобы вы признали, что это было написано вами.

И сейчас, когда Протасевич утверждает, что его подставил Франака Вячерка, помните: дело не в Вячерке. Эти показания лишь создадут основу для дальнейших обвинений. Важнее то, что он сам признается – «да, это я, да, писал, да, призывал». Молчите. Молчите, как рыба об лед, по крайней мере, пока не дойдут до пыток.

Это сообщение подготовлено в рамках проекта «Журналистика без посредников». Подписывайтесь на меня на Патреон.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы