Многие друзья задают вопрос о том, что я имею в виду, когда говорю о начале демонтажа ГУЛАГа Медведевым. Позвольте объяснить.
1. По его предложению предполагается ликвидация тюремно-лагерной системы, созданной ещё Лениным и Сталиным, которая сохранялась неизменной на протяжении десятилетий. При Хрущёве, Брежневе, Ельцине и Путине она продолжала существовать. Теперь же лагеря уходят в прошлое, и Россия движется в сторону европейской системы отбывания наказаний. То, что на протяжении многих лет требовали правозащитники, теперь осуществляется в рамках реформы Медведева. Это факт.
2. Значительная часть преступлений небольшой и средней тяжести будет караться не тюремным заключением, а исправительными работами. Это факт.
3. За нетяжкие экономические преступления будут вводиться штрафы, а не тюремное заключение. Это факт.
4. Оскорбление и клевета, которые применялись преимущественно к инакомыслящим и журналистам, переводятся из уголовных в состав административных преступлений. Это ещё один факт.
5. На тех, кто находится в СИЗО после смерти Сергея Магнитского, распространяется список болезней, по которым их обязаны выпускать на свободу. Ранее это зависело от решений суда, теперь же — нет. Это факт.
6. За экономические преступления, пока идёт следствие, нельзя помещать в СИЗО. Это факт.
7. Наконец, на протяжении всех лет президентства Путина и первых двух лет Медведева количество заключённых в России колебалось вокруг миллиона человек с отклонением в сто тысяч. После начала реформы на сегодняшний день число заключённых составляет 650 тысяч — и это факт. Также происходят изменения в организации тюремной медицины, реформа УДО в сторону автоматического освобождения и использование электронных браслетов.
Таким образом, мы можем наблюдать за изменением системы ГУЛАГа в сторону её гуманизации. Да, изменения происходят недостаточно быстро и последовательно, однако не заметить их при внимательном наблюдении невозможно. Хотя в пылу политической (или полемической) борьбы это бывает сложно.