Конкретные договоренности по консолидации усилий в целях обеспечения общей безопасности, достигнутые в Сеуле в рамках II Совещания спикеров парламентов стран Евразии, еще раз подтвердили: не стоит ломиться в закрытую дверь Евросоюза, если можно добиться хороших результатов здесь и сейчас. Только в Евразии. Из общего места формальных деклараций коллективная безопасность с каждым днем становится все более важным фактором сближения некоторых стран Европы и большинства государств Азии с разнообразными интересами.
Даже серьезные противоречия могут постепенно отойти на второй план, если последовательно реализовывать российскую концепцию единой и неделимой безопасности. Это означает, что, потерпев в 2008–2009 годах очевидное (надеемся, временное) поражение на западном направлении с проектом Договора о европейской безопасности, Россия не отказалась от самой идеи коллективного противодействия общим угрозам, а, наоборот, вывела ее на более высокий, континентальный уровень. Заручившись поддержкой на Востоке, которой пока не удалось добиться в Европе, Россия делает ставку на активное сотрудничество.
Совещание в Республике Корея с участием представительной делегации Государственной Думы России стало площадкой для обсуждения эффективного противодействия терроризму и вопросов свободной торговли, включая интеграцию различных экономических блоков на континенте. И это совещание 28 евразийских парламентов, в работе которого наша страна играет ключевую роль, со временем может стать подходящей площадкой для обмена опытом законотворчества и координации по ключевым вопросам, волнующим большинство государств континента.
Одним из слабых мест российской внешней политики остается отсутствие устойчивых и доверительных горизонтальных связей между основными общественно-политическими институтами. Современная Россия чаще общается с миром на уровне первых лиц и крупного бизнеса, что, хотя и необходимо, явно недостаточно для установления долгосрочных связей между странами.
Особенно важно это в свете наблюдаемых в последние годы насильственных смещений действующей власти в разных точках Евразии. Активизация межпарламентских коммуникаций должна восполнить этот пробел и объединить парламентариев Евразии по конструктивной повестке дня, а также в противодействии общим вызовам и угрозам.
Схожие вопросы обсуждались и во время визита российской делегации в Бишкек, состоявшегося сразу после совещания в Сеуле. Одним из важных пунктов повестки стало предложение киргизской стороны открыть дополнительную российскую военную базу на юге страны. Если этот план будет реализован, новая база ОДКБ может стать вторым эшелоном защиты от террористов, активизировавшихся в регионе.
При этом 201-я российская военная база в Таджикистане останется важным элементом оборонительной инфраструктуры до 2042 года. Россия и Киргизия подтвердили свои обязательства по совместной борьбе с насильственным экстремизмом, однако, как справедливо отметил киргизский лидер, «береженого бог бережет» — безопасности слишком много не бывает.
Не менее важным аспектом отношений России со странами постсоветского пространства остается статус русского языка и соблюдение прав русскоязычных граждан. Спикер Володин отметил мудрость киргизского народа, закрепившего официальный статус русского языка в своей конституции. Призывы перевести киргизский язык с кириллицы на латиницу являются всего лишь позицией отдельных прозападных парламентариев и не должны быть реализованы на практике.
Вопрос статуса русского языка принципиален для России: с 1990 года число владеющих им в мире сократилось более чем на 50 миллионов человек, и мы не можем позволить себе терять позиции в этом стратегически важном инструменте «мягкой силы».
Сегодня президент Путин встречается с главой КНР Си Цзиньпином. В ходе визита запланировано подписание двусторонних соглашений на сумму $10 млрд, столь же значительный объем инвестиционных программ будет реализован с Вьетнамом. Это расширение портфеля глобальных экономических проектов свидетельствует о диверсификации наших международных контактов.
Парламентская составляющая взаимовыгодного сотрудничества в Евразии будет иметь все большее значение. Мы будем работать с теми, кто протягивает нам руку дружбы, а не с теми, кто накладывает взаимоневыгодные санкции. Пусть Евросоюз остается в стороне, подсчитывая свои убытки и размышляя о своем контрпродуктивном поведении.