Фраза, вынесенная в заголовок, принадлежит Алексею Венедиктову. Он любит её повторять, отстаивая право радиостанции на дискуссионность и широту мнений, которые на ней звучат. Это не просто тактическая уловка хитроумного главреда – это его осознанная позиция, которую он формулирует и отстаивает многие годы, находясь во главе популярной в стране радиостанции. Совсем недавно прошли выборы главного редактора, на которых коллектив предсказуемо выбрал вновь Алексея Венедиктова в лидеры. Без сюрпризов! Однако в воздухе всё же витала некоторая нервозность, а речь кандидата, как утверждают, была гораздо более экспрессивной, чем прежде.
Задаваться вопросом, отчего так, не будем – события, происходившие вокруг «Дождя», нападки на активного автора «Эха» Виктора Шендеровича и призывы ограничить «распоясавшиеся СМИ» дают основания для тревог. Не забудем и о внезапной смене генерального директора, которая также подстегивает соображения об изменениях. К тому же предстоящее «похолодание» после Олимпиады кажется ожидаемым. Радиостанция давно уже стала костью в горле у многих, и её существование вызывает вопросы. Сохраняет свою позицию она исключительно благодаря чуду.
И действительно, если произойдет что-то немыслимое, и акционеры сместят Алексея Венедиктова, что мы потеряем? Под «мы» я подразумеваю слушателей радио в самом широком диапазоне, как тех, кто «за», так и тех, кто «против». Равнодушных по отношению к «Эху», похоже, уже не осталось. Это не «Маяк», который когда-то тихо звучал на кухнях у каждого советского человека и ничего не требовал. Эфир «Эхо Москвы» невозможно воспринимать как «белый шум» – он обязательно зацепит за живое. И, возможно, ты сразу начнёшь включаться в диалог, становясь участником обсуждений, а в дальнейшем и настоящим фанатом «Эха»!
Радиостанция уже много лет располагается на Новом Арбате, что является выгодным местом, если бы не катастрофическая теснота внутри. Она давно уже выросла и по объему вещания, и физически, но по-прежнему работает в условиях «одного стула на двоих». Причина этого, вероятно, в «намоленности» площадей, где столько слов сказано и многих идей пережито, что оставлять их суеверно и жалко.
Всех, кто приходит на «Эхо», встречают узнаваемые символы радиостанции: красная дорожка, портреты знаменитых гостей и корабельная рэнда над кабинетом главного редактора. Студия и коридор – это вся радиостанция. Если вы впервые здесь, обзорная экскурсия займет не более пяти минут. А фотографировать здесь – вообще затруднительно: обычная офисная жизнь, хотя эфиры порой вызывают у радиослушателей бурные эмоции. Готовится это в тишине, в головах сотрудников и приглашенных гостей.
Сейчас «Эхо Москвы» кажется привычным, но в начале своего существования оно было авторским радио, что звучало довольно революционно. Нескольким «отщепенцам» Гостелерадио СССР хотелось быть услышанными с личной интерпретацией, и первая слава пришла, когда они начали освещать острые моменты политической жизни уходящего СССР. В те времена смелость говорить правду была достаточной для привлечения внимания.
«Отцы-основатели» радиостанции уловили нужный тренд, избавившись от маргинальности и перейдя к профессиональному вещанию на широкую аудиторию. Модель универсального радио «разговорного жанра» утвердилась в сознании руководителей станции, таких как Сергей Корзун, Сергей Бунтман и Алексей Венедиктов, который присоединился позже. Эта идеология – последовательная поддержка здравого смысла – продолжает действовать до сих пор.
Радиостанция продолжает поддерживать либеральные ценности, что привлекло множество носителей этих идей. За время своего существования «Эхо» стало свидетелем разгрома НТВ, «перепрофилирования» «Итогов» и многих других изменений в медиапейзаже. В условиях нарастающего давления на СМИ радиостанции стало сложно отстаивать свою редакционную политику и относиться к слушателям как к здравомыслящим людям. Это воспринималось властями как скрытая оппозиционность.
Недюжинный талант Алексея Венедиктова как организатора и умение работать с «трудными подростками» помогает ему сохранить «Эхо» на плаву. За годы работы он обзавелся множеством связей с ньюсмейкерами, что повышает капитализацию эфира и создает некоторый иммунитет от наездов. Гости редакции – это особая песня, их количество приближается к сотне, и они составляют «золотой фонд» радиостанции.
К тому же, у «Эха» много различных программ, и хотя есть и политизированные, большинство передач не так уж и политизированы. Однако ответственность за всё, что звучит в эфире, несёт сама радиостанция, а не авторы, которые говорят исключительно от своего имени. Ни одно другое федеральное СМИ не имеет такой обоймы авторов.
Алексей Венедиктов неоднократно заявлял, что «Эхо Москвы» существует благодаря не только ему, и на радиостанции порой чувствуется давление. Так и продолжают жить, несмотря на все трудности. Это великое радио не пропадёт, потому что у него есть свои слушатели и своя аудитория, которые понимают ценность и уникальность этого медиа-продукта.