Антиваксеры всех стран нацепляют на себя желтые звезды, пытаясь провести параллель между принудительными прививками и нацистскими преследованиями евреев. Это, безусловно, ложное, вульгарное и глупое сравнение, но в определенном смысле желтая звезда на груди антиваксера отражает реальность: как 80 лет назад, это — метка смерти. Для миллионов жертв обе ситуации означают одно — бессмысленную смерть, которой их обрекли собратья по роду человеческому.
В отличие от несчастных евреев, которых злодеи метили желтой звездой для отправки в лагеря смерти, антиваксеры метят себя, обозначая своим примером путь в палату реанимации и на аппарат ИВЛ, откуда многие не вернутся.
По масштабам две трагедии сравнимы. За четыре года Холокоста нацисты уничтожили 6 миллионов евреев. За год и два месяца пандемии от COVID-19 погибли 4 миллиона 200 тысяч человек, и конца этому не видно. Каждый день вирус уносит жизни около 10 тысяч человек; 99.5% из них — невакцинированы. Учитывая, что дельта-штамм распространяется гораздо быстрее своего предшественника и что в ходе размножения вируса неизбежно будут возникать новые, еще более опасные варианты, можно с уверенностью сказать, что за год-два число жертв может достигнуть 10 миллионов. Все это можно предотвратить. Если завтра все отказчики пойдут и сделают прививку, то через месяц пандемия прекратится. Эффективных вакцин предостаточно, но больше половины человечества (в России около 80%; в Америке около 40%) добровольно выбирают дорогу смерти.
Ранее можно было винить китайцев за то, что они упустили вирус, или политиков за то, что не справились с эпидемией. Однако за Дельтой и опустошением, которое она несет, кроме антиваксеров, винить уже некого.
Есть и еще одно сходство. Холокост продемонстрировал, как традиции гуманизма, просвещения и социальной организации — в общем, всего, что составляет цивилизацию — разваливаются под натиском суеверий, предубеждений и первобытных страхов. Сегодня происходит что-то подобное. Психологическая основа массового противодействия вакцинации — страх, невежество, склонность к теориям заговора и безразличие к чужим страданиям. За человеконенавистнической пропагандой антиваксерства стоят циничные манипуляторы. Недавно Белый дом заявил, что за волной мифов и дезинформации, направленных против вакцинации, стоят всего 12 “властителей умов”, которые зарабатывают на миллионах просмотров своего смертоносного контента.
Тем временем вирус не останавливается. В пятницу были опубликованы последние данные о параметрах дельта-штамма в сравнении с другими вирусами. На графике по горизонтали показана скорость распространения вируса (сколько человек в среднем заражает один заболевший), а по вертикали — смертность в процентах от числа заразившихся. Пределы этих параметров для исходного штамма ковида представлены серым прямоугольником; дельта-штамма — розовым. Если один больной исходным штаммом заражал в среднем от 2 до 3 человек, то больной Дельтой заражает от 5 до 9 человек, что делает его по инфекционности сравнимым с ветрянкой. Однако от ветрянки никто не умирает, тогда как от ковида смертность составляет 1%. Для сравнения, смертность от обычного сезонного гриппа в 5-8 раз ниже ковида, и он распространяется в 2-3 раза медленнее оригинального штамма.
Сравнивая с «Испанкой» 1918 года, которая унесла от 17 до 100 миллионов жизней, можно сказать, что дельта-штамм ковида распространяется в пять раз быстрее, но в два раза менее смертелен (ковид — 1%; испанка — 2% смертности). По совокупности заразности и смертоносности можно утверждать, что для невакцинированных сегодня Дельта примерно такая же опасная, как была Испанка в 1918 году.
И вот еще одно важное сравнение: вирус оспы, который убил 300 миллионов человек только в 20-м веке. Сейчас оспа (как и полиомиелит) полностью искоренена благодаря массовой вакцинации. Без вакцины оспа в два раза менее заразна, чем сегодняшняя Дельта, но в 30 раз смертельнее. Хотя катастрофа типа оспы нам пока не грозит, нельзя забывать, что быстро размножающийся вирус быстро накапливает мутации. На наших глазах изначальный ковид превратился в Дельту, и тот серый прямоугольник стал розовым. С таким же успехом в Дельте могут возникнуть мутации, повышающие смертность и пробивающие вакцинную защиту. Тогда никому не поздоровится, и благодарить за это будем антиваксеров.