В пятницу сэр Роберт Оуэн, коронер, проводящий дознание по делу об убийстве Александра Литвиненко, частично удовлетворил ходатайство правительства Великобритании о засекречивании материалов по этому делу. Подтверждено, что подлежат засекречиванию все материалы, указывающие на причастность Российской Федерации к убийству, а также документы, касающиеся возможности предотвращения этого акта британской разведкой.
Материалы, которые находятся в распоряжении Скотланд-Ярда и касаются причастности Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна, по-прежнему подлежат оглашению в суде. В соответствии с законодательством, процессуальный формат «инквеста» не допускает рассмотрения секретных улик, которые не могут быть озвучены в открытом суде. Признание судом права правительства на засекречивание данных о причастности РФ исключает возможность обсуждения этой темы. Сэр Роберт в обоснование своего решения отметил: «В отсутствии засекреченных данных я не смогу выполнить свою миссию честного, всестороннего и бесстрашного расследования».
Адвокаты Марины Литвиненко жестко критикуют как власти Великобритании, так и России, обвиняя их в «сговоре с целью сокрытия истины». В опубликованном заявлении они подчеркивают, что принятое решение «позволит уйти от ответственности тем, кто отдал приказ об убийстве британского гражданина в Лондоне и предоставит правительству РФ возможность скрыться за завесой секретности, созданной министром иностранных дел Уильямом Хэйгом при поддержке премьера Дэвида Камерона».
Кроме того, адвокаты добавляют: «Это печальный день для Марины, трагедия для британского правосудия, которое и до сих пор пользовалось уважением… и удар для всех, кто пытается разоблачить преступления организованной преступности, действующей в Кремле». По их словам, сегодняшнее решение посылает сигнал тем, кто стоит за подобными преступлениями, что они могут продолжать действовать безнаказанно.
Тем не менее, в процессуальных кодексах Великобритании существует и другой формат дознания — «специальное расследование по причине общественной важности» (public inquiry), который позволяет проводить слушания за закрытыми дверями. В таком случае стороны представлены адвокатами, имеющими допуск, что не позволяет им разглашать засекреченные материалы даже своим клиентам. Вердикт в таком расследовании выносится без озвучивания оснований.
Для изменения формата из «инквеста» в «расследование» необходимо получить сначала согласие коронера, а затем резолюцию министра юстиции. В соответствии с законом, Марина Литвиненко обратилась к коронеру с просьбой рассмотреть в недельный срок возможность изменения формата дознания.
Таким образом, сегодняшнее решение делает маловероятным, что данные о заказчиках убийства Литвиненко, находящиеся в распоряжении английских спецслужб, когда-либо станут известны широкой общественности.